Доступная среда – наименование федеральной программы, основной целью которой является поддержание и социальная защита людей с ограниченными способностями, либо психическими расстройствами.
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Численность воспитанников с ОВЗ по реализуемой адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования за счет бюджетных ассигнований, бюджета Ростовской области, местного бюджета — 79 воспитанников
Специально оборудованные учебные кабинеты |
Музыкальный зал – 67,5 кв.м Спортивный зал – 61,6 кв.м. Кабинет педагога-психолога – 10,3 кв.м Кабинет учителя-логопеда 1 – 13,4 кв.м. Кабинет учителя-логопеда 2 – 11,4 кв.м Кабинет учителя-логопеда 3 – 10,1 кв.м Кабинет учителя-дефектолога 1 – 9,7 кв.м. Кабинет учителя-дефектолога 2 – 10 кв.м.
Все помещения доступны для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, кроме маломобильных граждан |
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Групповые помещения, кабинеты учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагога-психолога оснащены в соответствии с реализуемой адаптированной основной образовательной программой и ФГОС ДО
|
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Книжный фонд, составляющий библиотеку МБДОУ, располагается в методическом кабинете, где представлена детская, учебно- методическая, познавательная литература для детей и педагогов. В группах компенсирующей направленности оборудованы книжные уголки для воспитанников в соответствии с содержанием реализуемой адаптированной основной образовательной программой.
Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – отсутствует. |
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Спортивный зал – 61,6 кв.м.
Спортивные и игровые площадки на участке МБДОУ
Прогулочные площадки (с установленным игровым оборудованием для развития всех видов движения)
Объекты спорта частично приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. |
Средства обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
В группах компенсирующей направленности создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с реализуемой программой и ФГОС ДО. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам детей с ОВЗ.
Средства обучения являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно- материальной базы ДОУ.
В ДОУ имеются следующие средства обучения : -печатные (методические пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.); -аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях); -наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски); -демонстрационные (макеты, стенды); — спортивное оборудование (спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Принципы использования средств обучения: -учет возрастных и психологических особенностей обучающихся; -гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях; -учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.); -сотворчество педагога и обучающегося; -приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках образовательной деятельности по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно- пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование, самообслуживание и элементарный бытовой труд, музыкальная, двигательная), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Для всестороннего развития детей в группах имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана в группах для детей с ОВЗ.
Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно- исследовательская, коммуникативная и т.д.; уголки для индивидуальной работы учителя-логопеда и воспитателя (для выполнения заданий с детьми по рекомендации учителя-логопеда). |
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации |
МБДОУ д/с № 63 разработан Паспорт доступности, обеспечивающий доступ в здание образовательной организации и пути движения внутри здания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
|
Специальные условия питания |
В МБДОУ организовано 4-х разовое питание в соответствии с основными требованиями СанПиН 2.3/2.3590-20 п 8.1. 2.2. к рациональному питанию. Химический состав, калорийность, объем рациона и режим полностью соответствуют возрастным потребностям организма.
В повседневный рацион включены основные группы продуктов: мясо (или рыба), молоко, кисломолочные напитки, сливочное масло, овощи, фрукты, хлеб, крупы.
Санитарно-эпидемиологическая безопасность питания включает соблюдение всех требований к санитарному состоянию пищеблока, поставляемых продуктов питания, их хранению, приготовлению и раздаче блюд.
На все продукты, поступающие на пищеблок, имеются документы, подтверждающие их качество и безопасность.
Приготовление пищи проводится в соответствии с утвержденным 20-ти дневным меню. Блюда готовятся строго по технологическим картам. Рацион питания детей различается по качественному и количественному составу в зависимости от возраста детей и формируется отдельно для групп детей от 1,5-3 лет и 3-7 лет.
Для обеспечения преемственности питания в детском саду и дома, родители получают информацию об ассортименте питания детей в МБДОУ, ежедневно знакомясь с меню.
В ежедневном меню указывается наименование блюда и объем порции, калорийность блюда. Для обеспечения питьевого режима в учреждении используется бутилированная вода, отвечающая всем требованиям качества и безопасности.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
|
Специальные условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
В дошкольном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия: 1) наблюдение за состоянием здоровья воспитанников; 2) проведение санитарно – гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации; 3) соблюдение государственных санитарно – эпидемиологических правил и нормативов; 4) расследование и учет несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в ДОУ в порядке, установленном нормативными документами. 5)Направление на профилактические прививки в соответствии с национальным календарем прививок. 6) организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников: дезинфекция помещений, игрушек, посуды; обеззараживание воздуха в помещениях с помощью бактерицидных установок (кварцевания), режим проветривания. 7) обучение педагогических работников навыкам оказания первой доврачебной помощи.
В МБДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, кроме маломобильных граждан. |
Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
отсутствует
|
Доступ к электронным образовательным ресурсам инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
|
отсутствует
|
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования |
В детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования: компьютер, ноутбук, МФУ (принтер, ксерокс, сканер), принтер цветной, ксерокс, музыкальный центр, мультимедийный проектор, телевизор, проекционный экран, световой стол для рисования песком
Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования доступны для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, кроме маломобильных граждан. |
Общежитие и интернат, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
отсутствует |
Кадровое обеспечение образования Наличие в штате организации ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь. |
Для проведения образовательной деятельности с воспитанниками с ОВЗ в группе работают 4 учителя- логопеда, 2 учителя-дефектолога и 10 воспитателей, имеющих КПК по программе дополнительного профессионального образования «Сопровождение образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья». С детьми группы компенсирующей направленности работает педагог- психолог, имеющий специализированное образование. |